Adobe Flash: история заката

Технология Adobe Flash появилась на свет еще в прошлом веке, а если быть точным — то в 1995 году. К настоящему времени она позволяет работать с различными видами графики, видео и звуком. Обрабатывая эти данные с применением векторного морфинга, Flash дает возможность создавать анимированные изображения и интерактивные интерфейсы.

Именно благодаря этому технология получила широкое распространение в рекламном и игровом бизнесе.

Вместе с тем, она имеет ряд серьезных недостатков, избавиться от которых так и не смогла:

  • Повышенный расход траффика и медленная загрузка веб-страниц;
  • Некорректная работа с поисковыми алгоритмами, которые просто не видят флэш-элементы на страницах, воспринимая их как пустое место;
  • Отсутствие поддержки мобильных устройств;
  • Необходимость установки дополнительных плагинов для просмотра контента;

С этим грузом нерешенных проблем Flash благополучно перешагнул рубеж веков и целое десятилетие активно использовался в интернет-индустрии. Первым всерьез заговорил о проблемах этой технологии Стив Джобс в 2010 году, написав открытое письмо руководству Adobe. В то время письмо наделало много шума, но дальше дело не пошло, многие просто сочли это очередной выходкой довольно эксцентричного директора Apple. Основные тезисы этого письма заключались в следующем:

  1. Закрытость системы, которая всегда являлась собственностью компании Adobe;
  2. Применение устаревшего формата сжатия видеоданных;
  3. Низкая надежность при высокой требовательности к аппаратным ресурсам;
  4. Невозможность использования сенсорного управления в мобильных устройствах;

Тем не менее, именно это письмо стало началом конца для Flash. Статистика использования веб-сайтами флэш-элементов на своих страницах показывает почти плавное падение с начала 2012 года. Доля таких сайтов уменьшилась с 49% до 18%.

Крупные компании одна за другой последовательно отказываются от применения этой технологии. Так поступили Amazon и Mozilla Foundation, а в 2013 году исчезла поддержка флэш на Android устройствах.

В январе 2015 самый большой видеохостинг мира – YouTube, полностью перешел на стандарт HTML5 и начал использовать его вместо Flash при демонстрации потокового видео.
Дальнейшее развитие история получила в середине 2015 года. Был взломан сайт шпионской фирмы итальянского происхождения под названием Hacking Team.

Среди большого массива данных, попавших в сеть, обнаружились материалы, свидетельствующие о серьезных уязвимостях инструментария Flash. Adobe публично обещала срочно выпустить «заплатки» и закрыть все возможные лазейки для стороннего доступа. Но дело было уже сделано.

Руководители служб безопасности таких крупных игроков рынка, как Facebook и Mozilla Foundation, объявили флэш войну, призвав присоединиться и других лидеров интернет-индустрии. Целью «крестового похода» является полное исчезновение технологии Flash из всемирной паутины.

В одночасье старого короля оформления не вытеснить. Война, объявленная в 2010 году, идет до сих пор и флэш медленно, но уверенно уступает свои позиции. До сих пор Flash-технологиям позволяет держаться на плаву только относительная простота разработки.

Статистика показывает, что разработка приложения на этой технологии все еще на 50% менее трудоемкая, чем разработка в более современных стандартах.

А тем временем последними решениями Google 2 января 2017 было полностью прекращено индексирование поисковыми механизмами Flash-рекламы. Как говорили французы – «Король умер – да здравствует король!». На смену веку флэш приходит век HTML5.